Комментарий к новой редакции закона Украины «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог»


Наиболее часто применяемой формой сотрудничества государственного и частного партнеров, при реализации инфраструктурных проектов в Украине, являются концессионные договоры. Концессионное законодательство в стране сформировалось в 1999 году со вступлением в силу Закона Украины "О концессиях" и "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог".

Однако за период с 1999 по 2009 года было запущено только два концессионных проекта на строительство автомобильных дорог. В соответствии с Указом Президента Украины от 04.07.98 года № 739 осуществляется строительство автомобильной дороги Львов - Краковец на основании концессионного договора на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги Львов - Краковец, заключенного с консорциумом Трансмагистраль от 23 декабря 1999 года. В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2002 г. N 658-р проводится реализация на условиях концессии проекта строительства автомагистрали "Львов - Броды". За истекший период ни по одному из проектов не достигнута стадия начала строительных работ, более того по каждому из проектов наблюдается грубое нарушение сроков строительства и финансирования проектов. При этом основным сдерживающим фактором в развитии концессионных отношений являлось законодательство, которое не предусматривало ни гарантий возмещения инвестиций, ни устанавливало источников дохода концессионера, а также не содержало порядка распределения рисков между сторонами в процессе строительства. указанными концессионными проектами могла бы закончиться концессионная история реализации украинского автодорожного строительства.

Ситуация меняется с принятием 15 января 2009 года Верховной Радой Украины Закона "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" в новой редакции (вступившего в силу с 31 января 2009 года), который открывает новые возможности для развития концессионных отношений при строительстве автомобильных дорог.

Анализ документа показывает, что среди новых концессионных возможностей особый интерес представляют следующие:

1. Расширен перечень возможных концессионных моделей. До 31 января 2009 года автомобильные дороги передавались в концессию исключительно для осуществления нового строительства и обязательной последующей эксплуатации концессионером построенной автомобильной дороги. Теперь концессионные условия будут гибче, поскольку с появлением Закона, автомобильные дороги могут предоставляться в концессию:
- либо для осуществления нового строительства,
- либо для реконструкции,
- либо для капитального ремонта,
- либо только для эксплуатации без проведения каких-либо строительных работ,
- либо для строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации (пункт 1 статьи 1 Закона).

2. Концессиедателем в соответствие с законом будет выступать государство Украина, а не просто органы исполнительной власти. Это говорит о том, что по обязательствам концессиедателя, даже если от его имени будет действовать Укравтодор как уполномоченное лицо, ответственность за неисполнение обязательств несет государство Украина своим имуществом.

3. Закон определяет новые источники получения концессионером дохода. До 31 января 2009 года единственным законодательно предусмотренным источником доходом концессионера рассматривалось лишь взимание платы за проезд автомобильной дорогой, что, увы, оказалось недостаточным и нереальным. Поскольку по состоянию на текущий момент в Украине отсутствуют платные дороги, несмотря на действие единственного закона (от 22 мая 2003 года N 855-IV) регламентирующего оплатное использование автомобильной дороги Киев-Одесса. Новое законодательство предлагает концессионеру создавать объекты придорожного сервиса и проводить их эксплуатацию, при этом сохраняя право на получение от концессиедателя платы за эксплуатационную готовность автомобильной дороги, дотации и/или компенсации. Более того, Статья 4 Закона не исключает получение концессионером доходов с других источников, которые предложено определить концессиедателю отдельно для каждого проекта. Дополнительные источники дохода концессионера будут отражаться в технико-экономическом обосновании, конкурсной документации и концессионном договоре, что позволить гарантировать концессионеру их выполнение.

Дополнительными источниками доходов концессионера могут являться:
- получение средств от размещения инфраструктурных облигаций.
- получение кредитных средств под государственные гарантии.
- получение средств от третьих лиц под залог права на получения дохода по концессионному договору.

4. Сняты ограничения по правовому статусу "концессионера", которым в соответствие с ранее действующей редакцией могло выступать исключительно юридическое лицо, что исключало возможность участия объединений предприятий. Как и раньше законодательство не закладывает особых требований к концессионеру в части опыта реализации подобных проектов, наличия лицензии, финансовых гарантий.

5. Исключено требование об обязательном наличии бесплатных автомобильных дорог или отдельных полос вдоль объекта концессии как альтернативного варианта удобного проезда в необходимом направлении.

6. Исключены не действующие нормы о полном освобождении концессионера от оплаты общегосударственных и местных налогов.

7. С концессионера сняты дискриминационные обязательства в части предоставления на время строительства и эксплуатации автомобильной дороги не менее 90% рабочих мест для трудоустройства граждан Украины, а также в части использования не менее 70% отечественных материалов, изделий и конструкций при выполнении строительных и ремонтных работ.

8. Концессионера освободили от возмещения убытков пользователям платной дороги, причиненных при использовании автомобильной дороги.

9. Одним из сдерживающих факторов в развитии концессий на строительство автомобильных дорог была неопределенность в получении прав на земельный участок и разрешительных документов на строительство. Эта проблема решена в Статье 2 Закона, согласно которой концессионный договор в части передачи права на строительство автомобильной дороги вступает в силу с момента приобретения концессиедателем права пользования земельными участками, предоставленными для строительства автомобильной дороги.

Дополнительным стимулом к активизации строительства автомобильных дорог являются изменения внесенные Законом №800 от 25 декабря 2008 года в Статью 29 закона Украины "О планировании и застройки территорий", которыми предусмотрено, что в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, железнодорожных колей, линий электропередач, связи, трубопроводов, прочих линейных коммуникаций разрешение на выполнение строительных работ выдается заказчику без предоставления документа удостоверяющего право собственности или право пользования земельным участком.
Более подробно с финансовыми инструментами, используемыми при строительстве автомобильных дорог, можно ознакомиться в книге Наталии Доценко-Белоус "Стратегии финансирования строительства".

Адвокат Н. Доценко-Белоус,
Автор книги "Стратегии финансирования строительства"
Источник: www.financial-strategies.com.ua
Март, 2009г.