Как приватизировать земельный участок по новым правилам

1 апреля 2013 г.

Новый 2013 год ознаменовался началом фактического функционирования Государственного земельного кадастра, который содержит в себе единый реестр всех земельных участков Украины (координаты, характеристики и т.п.).

Стоит отметить, что изменился и порядок приватизации земель и теперь вместо «государственного акта на землю» выдается «извлечение из государственного земельного кадастра». Об этих и других нововведениях пойдет речь в данной статье.

До 2013 года, если гражданин Украины хотел получить в собственность земельный участок от органов местного самоуправления, он должен был получить минимум два решения этого местного совета: одно – разрешение на изготовление проектной документации; второе – решение об утверждении проектной документации и передачи земельного участка в собственность (иными словами приватизация). При этом в период между первым и вторым решением местного органа самоуправления человек должен был заказать и обеспечить надлежащее изготовление землеустроительной организацией проекта землеотвода и минимум два раза контактировать с Госземагенством (на этапе согласования проектной документации и на этапе регистрации земельного участка и выдачи правоустанавливающего документа - Акта).

Согласно новому порядку, человек должен обращаться в Госземагенство только один раз для государственной регистрации земельного участка после согласования проекта землеустроительной документации. После государственной регистрации  региональный отдел Госземагенства выдает извлечение из государственного земельного кадастра, что фактически является аналогом государственного акта о праве собственности на земельный участок.

Для проведения самой государственной регистрации Вам необходимо будет взять с собой: паспорт; справку о присвоении идентификационного кода; проектную землеустроительную документацию (согласованную) в письменном и электронном виде  и др. (перечень документов есть в каждом отделе). Кроме этого, Вам нужно будет заполнить заявление установленной формы (можно взять в отделе Госземагенства) и оплатить услуги за регистрацию.

После сдачи всех документов, оформленных надлежащим образом, не позднее 14 дней государственная регистрация будет проведена и землевладелец может получить извлечение из государственного земельного кадастра. Если регистрация в указанный срок не будет проведена или не будет выдано соответствующее извлечение, регистратор будет привлечен к ответственности. За подобное нарушение предусмотрен штраф в размере от 340 до 850 грн.

Если человек имеет в собственности земельный участок, который уже зарегистрирован в установленном порядке и у владельца появилось желание просто получить извлечение из государственного земельного кадастра с целью подтверждения его регистрации, последний должен обратиться к кадастровому регистратору. При этом необходимо предоставить паспорт, справку о присвоении идентификационного кода, заполненный бланк-заявление и квитанцию об оплате услуг. При этом  владелец  не обязательно должен идти к регистратору по месту нахождения земельного участка, достаточно обратиться в отделение Госземагенства в любом районе страны.

Такие нововведения должны существенно упростить процедуру регистрации (перерегистрации) земельных участков. Однако, уже на данном этапе прослеживаются проблемы нововведений, которые можно предотвратить для чего необходимо:

 - выбирать надежную землеустроительную организацию и четко определить все обязанности этой организации по согласованию документации, чтобы в последующем согласование не «легло» на Ваши плечи;

- знать, что если кадастровый регистратор не принимает документы то это незаконно. Кадастровый регистратор обязан принять у вас документы в любом случае. И если они не соответствуют нормам закона, последний должен вам письменно предоставить отказ от государственной регистрации, указав четко причину такого отказа. Исправив эту проблему, вы сможете повторно подать документы на регистрацию;

- обратиться  к кадастровому регистратору с соответствующим заявлением (в котором нужно четко указать суть нарушений или неточностей) если после получения извлечения вы заметили какие-то расхождения, неточности или иные нарушения. После подачи такого заявления у регистратора будет 5  рабочих дней, чтобы рассмотреть заявление, разобраться в ситуации и исправить ошибки, если таковые будут. Те же действия необходимо сделать, если неточности выявлены вами в ходе проверки информации о вашем участке в Публичной кадастровой карте. Только здесь о своих замечаниях необходимо будет заявить в электронной форме, заполнив электронную форму «Обратная связь» на сайте.


 

По материалам компании «SV Development»